Компасы магнитные 

Катав-Ивановский приборостроительный завод - одно из немногих предприятий в мире, которое способно предложить полный ряд магнитных компасов, для практически любого применения. Ниже представлены основные серийные изделия. Но  мы уверены, что обратившись к нам, вы всегда сможете  подобрать магнитный компас для своих задач. Самостоятельно вы можете это сделать, обратившись к нашему "Справочнику конструктора" из раздела "Документация" этого сайта.

 

Компасы класса А. Для судов неограниченного тоннажа и неограниченного плавания:

Компасы класса А. Для судов меньшего водоизмещения, с менее строгими требованиями к навигационному оборудованию:

Компасы класса В. Для катеров, яхт, лодок, с минимальными навигационными требованиями:

Специальные и комбинированные компасы. Для катеров, яхт, лодок, автомобилей, самолетов:


Сувенирные и подарочные компасы. Производятся нашими партнерами на основе наше продукции:


 


Замечания по правовой базе магнитных компасов.

Глава 2.1 «Правил по оборудованию морских судов» определяет необходимый «состав навигационных приборов, устройств и инструментов,  которые должны быть установлены на судне». Компас магнитный основной стоит в списке на первом месте и требуется для всех самоходных морских судов, в том числе с вместимостью менее 150 тонн. При вместимости судна не менее 150 тонн дополнительно требуется еще и запасной магнитный компас. 

Для этих требований есть веские основания. Дело в том, что магнитный компас – наиболее надежное устройство, полностью автономное и независимое от внешних условий. Определение магнитного компаса звучит следующим образом: «Компас магнитный основной – магнитный компас, не зависящий от любого судового источника электроэнергии и обеспечивающий определение курса судна и представление показаний на главный пост управления рулем» (глава 1.2). Там же: «Компас магнитный запасной – резервный магнитный компас, обеспечивающий выполнение функций основного магнитного компаса и взаимозаменяемый с ним».

Таким образом, магнитный компас - пожалуй, первое средство обеспечения безопасности судовождения. И в настоящее время нет оснований предполагать, что это положение может измениться. Современные компасы классов А и Б - очень надежные изделия с объявленным сроком службы не менее 15 лет. В практике они часто переживают судно, на котором были первоначально установлены. Приобретая хороший компас, судовладелец избавляет себя от проблем на годы вперед.

По международному стандарту ISO 25862:2009: "Установка гирокомпаса не должна рассматриваться в качестве причины снижения в какой-либо мере точности, которую следует ожидать от судового главного магнитного компаса, который является основным средством управления судном."

 

 

Почему мы продолжаем производить магнитные компасы?

Иногда высказывается мнение, что магнитный компас на судне – пережиток. Действительно, гирокомпас обычно точнее, GPS компактнее. Но по надежности магнитному компасу нет равных. То же можно сказать по отношению к электронным (индукционным, электромагнитным) компасам.

Современный магнитный компас – высокотехнологичное изделие. Не случайно в мире не так много стран, которые производят полноразмерные морские магнитные компасы. Ко всем материалам, применяемым в конструкции, предъявляются особые требования по магнитным свойствам. Качество материалов и стабильность их свойств проверяются многолетней эксплуатацией. Поэтому удачные модели сохраняются в производстве на протяжении десятилетий.

В последние годы революция в электронике позволила создать принципиально новое изделие – магнитный компас с электронной передачей курса. Стандартный интерфейс дополнил собой проверенное устройство и придал ему новое качество. Теперь текущее значение курса может быть немедленно передано в интегрированный навигационный компас. 

Какие преимущества у магнитного компаса с электронной передачей курса? 

Во-первых, электронное устройство позволяет автоматически учитывать остаточную девиацию, что значительно повышает потребительскую точность. 

Во-вторых, значения курса становятся доступными множеству потребителей по всему судну. 

В-третьих, сам по себе магнитный компас всегда находится в рабочем состоянии. Время готовности гирокомпаса и GPS может достигать нескольких десятков минут ( и даже часов). Магнитный компас на это время может взять на себя ответственность за выработку курса. 

В-четвертых, соображения стоимости. Гирокомпас – сложное дорогое изделие со строго ограниченным ресурсом. Приемоиндикаторы GPS являются массовыми изделиями и сами по себе весьма доступны. Однако если речь идет о выполнении всех требований к корабельным навигационным устройствам (опять-таки необходимо наличие магнитного компаса, плюс комплекс периферии и пр.), то цена вырастает многократно.

Как быть со старыми компасами, снятыми с производства?

Ряд магнитных компасов, широко представленных на судах, находящихся  в эксплуатации, уже не выпускаются нашим предприятием. Это связано как с изменившимися требованиями, так и с появлением в производственной программе нашего завода более совершенных изделий. Причем для любого из компасов прошлых лет выпуска наверняка имеется эквивалентная замена. Для удобства  клиентов приводим таблицу допустимых замен:

Компасы магнитные серии  КМО-Т Современный аналог

КМО-Т1 (с оптической передачей и электромагнитным компенсатором)

КБ1.150.043

КМ145-С2

КБ1.150.154-01

КМО-Т2 (с оптической передачей)

КБ1.150.047

КМ145-С1

КБ1.150.154

КМО-Т3 (с электромагнитным компенсатором)

КБ1.150.051

КМ145-2

КБ1.150.131-01

КМО-Т4 (без оптической передачи и без электромагнитного компенсатора)

КБ1.150.072

КМ145-1

КБ1.150.131

КМО-Т5 (на низком нактоузе с электромагнитным компенсатором)

КБ1.150.081

КМ145-2

КБ1.150.131-01

КМО-Т6 (на низком нактоузе без электромагнитного компенсатора)

КБ1.150.082

КМ145-1

КБ1.150.131

КМО-Т7 (настольная плита)

КБ1.150.083

УКПМ-М2

ММММ.462512.005-01

КМО-Т8 (с оптической и электрической передачами)

КБ1.150.117

КМ145-М3

КБ1.150.131-11

 

Основная продукция, производимая АО "КИПЗ"